Нигде человек, наверное, так глубоко не ощущает свое прикосновение к вечности, к космосу, как в горах и в степи. Кто хоть раз побывал на бескрайних просторах Калмыкии, тот имел счастливый случай ощутить эту связь.

Аромат пахучих степных трав, бездонное синее небо над головой, громадные пространства перед взором, спокойная гладь вод Волги, Маныча, эпический размах седого Каспия, неумолчный звон цикад, гортанный клекот степных орлов, горделивая осанка белоснежных лебедей, розовых пеликанов, неспешная поступь журавлей, -все это навевает мысль о том, что здесь время имеет свой особенный ритм, что пространства здесь имеют другие масштабы. Современный человек, привыкший к бешеному ритму жизни больших городов и ограниченным пространствам, здесь, хоть на краткий миг, чувствует себя частицей вечного, прекрасного, живого мира. И он согласен с поэтом, который воспел простор земли, рождающий простор в душе:

Когда средь степи - одинок
Стою над гладкою равниной
И чистотой дышу полынной,
- Мне чудится, что я - высок,
Я осязаю бесконечность,
Душа моя вмещает вечность.

Где все преграды бытия?!
Неразличимы быль и небыль,
На свете - только степь и небо.
На свете - птицы, степь и я!..
О, счастье духа, счастье тела -
Простор, не знающий предела!

Эта земля помнит многие цивилизации, по ее безбрежной глади пронеслись древние гунны, земля гудела под копытами тысяч косматых лошадей Чингисхана, здесь, в низовьях Волги, были древние государства хазар и половцев, в средние века - Золотая Орда. На этих просторах Азия встречалась с Европой, Восток с Западом. По ней проходил и Великий Шелковый путь, который связывал народы Европы, Сибири, Центральной Азии, Ближнего Востока.

На этой земле происходили жесточайшие битвы за свободу и независимость народов, величайшие кровопролитные сражения XX века-гражданской и второй мировой войны. В 1942 году войска германского вермахта шли на Кавказ и Сталинград через территорию Калмыкии.

Родословные многих известных миру людей имеют прямое отношение к калмыкам. Среди них бабушка Владимира Ленина (Ульянова), предки Лавра Корнилова, великого химика XX века Дмитрия Менделеева, прославленного адвоката России Ф. Плевако и др. Здесь зародились и зазвучали строки оригинального поэта XX века Велимира Хлебникова. Современный калмыцкий народ гордится именами славных предков, верно и доблестно служивших России, внесших свой вклад в становление и расцвет Российского государства. Среди них адмирал эпохи Петра I - Денис Калмыков, художник-академик А. Егоров. Гордостью Германии стал художник Федор Калмык.

Но земля наша знала и знает мирный труд пахарей, животноводов, рыбаков и строителей.

Ступите с открытым сердцем на эту землю - и вы испытаете особое чувство слитности с ее природой и энергией.

Калмыцкая народная легенда рассказывает: кто найдет и отведает волшебную траву амуланг - обретет здоровье и бодрость духа. Но не просто найти эту траву: ведь она никогда не растет там, где росла однажды. Отыскать ее может только человек, отмеченный судьбой.

Народные обычаи и обряды

У калмыков было множество традиций, обычаев и обрядов, сложившихся в глубокой древности, в период общемонгольской истории. Большинство из них сохранилось в повседневной жизни до сегодняшнего дня. Одним из главных принципов этики до сих пор является главенство старшего по возрасту в роду, в семье, авторитет лидера (в прошлом военного, ныне государственного, общественного), почитание старших младшими. Тщательно соблюдается традиция гостеприимства. Гость, знакомый или незнакомый, всегда находит у калмыков самый радушный прием. Традиция обязывает калмыка прежде всего напоить и накормить гостя, не расспрашивая, кто он и откуда. Есть калмыцкая пословица: "Сначала дай гостю утолить жажду, а потом спрашивай у него причину визита". Пословица "Лучшую пищу отдай гостю, а лучшее платье носи сам" хорошо передает отношение калмыков к гостям. Если хозяин пригласит гостя сесть с правой стороны от себя, это значит ему дано самое почетное место. Левая сторона предназначена для членов семьи и родственников.

Каждого подъезжающего к кибитке хозяева обязательно выходили встречать, брали у него лошадь, стреножили ее, поили, кормили. В это же время старшие по возрасту приглашали гостя в дом или кибитку, усаживали на почетное место, раскуривали ему трубку и угощали чаем с борцоками.

Чай подносили гостю младшие в семье. Считалось нетактичным, если подносящий прольет хотя бы несколько капель из чашки. В таком случае молодой человек получал замечание, а чашка доливалась, чтобы "возвратить счастье". Уважаемый гость или старший из присутствующих, взяв чашу в руку, совершал трижды обряд "цацал" - вспрыскивание пальцами правой руки: небу, земле, огню - и произносил йорял-благопожелание дому хозяина, его семье, пище.

Гостям обязательно вручали подарки. Этот обряд вручения был особым: вещь (если это была одежда или ткань) клали на правое плечо гостя, при этом обязательно произносилось пожелание счастья. Провожали гостей с почестями, сопровождая на лошадях до большой дороги.

Уважение к старшим

У калмыков есть поучительные поговорки: "Старшего брата уважай на аршин, а младшего - на вершок", "У человека есть старшие, а у шубы - воротник". Этим моральным правилам следовали из поколения в поколение. Дети воспитывались в духе уважения и беспрекословного подчинения родителям, старшим. Обычай обязывал как мужчину, так и женщину оказывать искреннее внимание старшим по возрасту, быть почтительными с ними.

На праздниках, свадьбах и в других торжественных случаях благопожелание первыми произносили более старшие по возрасту, а потом остальные.

Когда старший или гость собирался в дорогу, то молодые седлали ему коня и провожали его.

Когда пожилой человек заходил в дом, то молодые поддерживали его под руки и открывали перед ним дверь. Молодой человек не входил в жилище раньше старшего по возрасту. Пожилым всегда уступали дорогу.

Почитание огня

С огнем у калмыков связано много верований и обычаев. Считалось, что он очищает от всего плохого и грязного. При смене летних и зимних кочевий обязательно разжигали два костра, между которыми прогоняли весь скот, провозили имущество и проходили сами для очищения от злых духов. Тот же обряд очищения исполнялся для возвращающихся из дальних стран путников.

Огонь сопутствовал самым радостным и самым печальным событиям жизни. Его почитали, ему приносили жертву. Только после подношения даров богу огня начинали есть сами. Через огонь нельзя было переступать. Если случайно в очаг проливалась вода, это считалось величайшим грехом. Тут же бросали в огонь масло или сало, чтобы умилостивить бога огня.

Если какой-то предмет считали нечистым, оскверненным, его окуривали огнем или тлеющим можжевельником. Полагали, что можжевельник имеет магическую силу. Так калмыки периодически очищали буддийские танки и скульптуры богов.

"Огонь и вода уносят все грязное и плохое", - говорили калмыки.

Литература

"Сокровенное сказание монголов" (XIII в.) - общемонгольский письменный памятник, в т. ч. и ойрат-калмыков. Предки калмыков - до XVII в. пользовались старописьменным монгольским алфавитом. В 1648 году выдающийся ойратский ученый-просветитель Зая-Пандита на основе ста ром он голье кого письма создает новый алфавит, получивший название "Тодо бичиг" ("Ясное письмо"). На "Тодо бичиг" были изложены все основные произведения философской, исторической, художественной литературы, в том числе "Сутра золотого блеска", "Алмазная сутра", восходящие сюжетом к санскритским источникам.

На берега Волги калмыки принесли богатый фольклор, уходящий своими корнями в фольклор и литературы Индии, Тибета, Монголии. Второй родиной сказок после Индии назвал Калмыкию известный академик-монголовед Б. Я. Владимирцов.

Вершиной устного народного творчества калмыков является героический эпос "Джангар", в котором воспеваются счастливая сказочная страна Бумба и ее защитники - правитель Джангар с его двенадцатью бесстрашными богатырями.

Классик русской литературы Н. В. Гоголь, посвятивший калмыкам большой очерк, писал: "Калмык способен верить чудесному и охотник до сказок... Более всех других нравится баснословная повесть "Джангар". Замечательный случай всякий раз рождает у калмыков песню..."

Национальная библиотека им. А. Амур-Санана - крупный информационный, культурный центр в Республике Калмыкия, универсальный фонд хранилища составляют 480 тысяч единиц и 300 тысяч периодических изданий, в том числе на иностранных языках, в ней имеются редкие издания XIX и начала XX века. Участники и гости Олимпиады могут получить самую обширную информацию и консультации по истории и современной жизни Калмыкии в специализированных отделах библиотеки. В библиотеке имеется выход в систему Интернет, организована электронная почта E-mail: .

Театры

Театры Калмыкии участвуют в международных и российских театральных фестивалях. Национальный драматический театр Калмыкии и Русский театр драмы и комедии в 1998 г. удостоены международного приза "Золотая пальма".







E-mail Карта сайта Назад Вверх Начало Вперед