Трансконтинентальный ж.д. Автомобильный коридор "Север-Юг" - транспортная артерия XXI века

Растущая потребность в межконтинентальных транспортных перевозках суверенных республик Центральной Азии, а также Европейских и Азиатских стран заставили рассмотреть новые варианты транспортных сообщений. Идет процесс формирования внутрирегиональных и межгосударственных транспортных узлов.

Современная обстановка в Каспийском бассейне, связанная с образованием ряда независимых государств, декларации 2-3 Общеевропейских конференций по транспорту (Крит, март 1994;

Хельсинки, июнь 1997), конференции по транспорту и окружающей среде Европейской экономической комиссии ООН (Вена, ноябрь 1997), международной Евро-Азиатской конференции по транспорту (Санкт-Петербург, 1998), где в качестве одного из приоритетных одобрен коридор ╧ 9, позволили Республике Калмыкия выступить с инициативой по организации трансконтинентального железнодорожного коридора "Север-Юг", одобренной российско-иранской комиссией по торгово-экономическому сотрудничеству (Тегеран, март 1998 г.).

В связи с этим необходимо подчеркнуть, что выгодное географическое расположение Республики Калмыкия на перекрестке дорог прикаспийского региона позволяет ей активно участвовать в решении узловых вопросов развития транспорта в современных условиях. Это позволяет с новых позиций подойти к реализации программы развития современных коммуникаций, обеспечивающих потребности многих стран.

Коридор "Север-Юг" позволит соединить железные дороги Скандинавских стран, стран СНГ и Восточной Европы с Ираном, а также через железнодорожные сети Ирана выйти на страны Западной Азии (Пакистан, Индия) и страны Персидского залива (ОАЭ, Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак).

Решение этой задачи видится в организации пассажирского, грузового, железнодорожного, автомобильного, паромного сообщения между Россией, Туркменией и Ираном по Каспийскому морю с одновременной организацией аналогичного паромного сообщения по Персидскому заливу и Аравийскому морю между портами Бендер-Аббас (Иран) и Даммам (Саудовская Аравия); Бендер-Аббас (Иран) и Карачи (Пакистан), а также портом Бендер-Аббас и портом Окха (Индия). Данные маршруты позволяют обеспечить наибольшую степень безопасности для грузовых и пассажирских перевозок при сокращении сроков и стоимости.

Проведенные исследования свидетельствуют, что для организации современного ж/д паромного сообщения на Каспии наиболее оптимальном пунктом с Иранской стороны является порт Нау-Шахр, с Российской стороны - порт Лагань (Республика Калмыкия). Выбор порта с Иранской стороны объясняется тем, что Нау-Шахр расположен наиболее близко к столице Ирана - город Тегеран.

Что касается порта Лагань, то его выбор обусловлен совокупностью благоприятных географических, климатических, экономических и других факторов наиболее способствующих организации современного ж/д паромного сообщения, по сравнению с другими портами Российской части Каспийского моря. Это подтверждено заключениями авторитетных экспертиз.

Проект ж/д паромного комплекса рассчитан на обработку 300 тыс. контейнеров, 120 тыс. ж/д вагонов и 70 тыс. автотрейлеров ежегодно. Кроме того, проектом предусмотрена перевозка ж/д цистерн со сжиженным газом, а также ж/д цистерн со светлыми и темными нефтепродуктами, что с учетом имеющихся в регионе запасов нефти, существенно решит задачи по перевалке нефтепродуктов.

Данный проект является дальнейшим развитием договоренности с Ираном об организации прямого ж/д сообщения по Каспийскому морю, достигнутых ранее в ходе переговоров в рамках постоянной межправительственной комиссией по торгово-экономическому сотрудничеству между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран, а также поможет реализовать достигнутые договоренности между Российской Федерацией и Республикой Индия по увеличению товарооборота.

Реализация предлагаемого проекта способна обеспечить и другие преимущества:

  • o организация прямого ж/д автомобильного сообщения между Россией и Туркменией;
  • o выход России и Европейских стран через ж/д сеть Ирана в регион Персидского залива;
  • o возможность ж/д сообщения Европейских стран с Саудовской Аравией, Пакистаном и Индией;
  • o возможность организации ж/д перевозок между Индией, Пакистаном, Саудовской Аравией с одной стороны, и странами Средней Азии, Китаем, Турцией с другой стороны;
  • o возможность организации автомобильных перевозок между Европой и странами Ближнего Востока и Западной Азии;

Усиливающаяся международная интеграция требует организации новых транспортных артерий, связывающих Европу и Азию.

Грузооборот стран Персидского залива и Западной Азии с Европой достиг 10 млн. контейнеров в год, значительная часть которых следует в страны Восточной, Центральной и Северной Европы, а также стран СНГ. Организация ж/д трансконтинентального коридора позволит сократить сроки доставки грузов до 7-11 дней из Пакистана, Индии, Саудовской Аравии в Европейские страны, т.е. в 3-4 раза быстрее существующих.

На линии будут эксплуатироваться любые виды подвижного ж/д состава в том числе:

  • o рефрижераторные ж/д секции;
  • o ж/д вагоны;
  • o рефрижераторные ж/д вагоны для перевозки пищевых продуктов;
  • o ж/д цистерны для перевозки химических грузов и сжиженного газа;
  • o ж/д контейнерные платформы.

Железнодорожно-автомобильно-пассажирские паромы для Каспийского моря, Персидского залива и Аравийского моря способны перевозить любые виды грузов без ограничения по классу опасности.

Проведенные переговоры с потенциальными подрядчиками позволяют сделать вывод, что данный проект стоимостью около 2-х млрд. долларов США, может быть реализован за 24 месяца. Республика Калмыкия предоставила максимально возможные льготы по налогообложению будущего консорциума для строительства и эксплуатации проекта, и в настоящее время ведет переговоры с партнерами по выбору фирмы для проведения международных экспертиз и составлением технико-экономического обоснования, приемлемого для международных финансовых организаций.

Предварительный финансовый анализ проекта показывает высокую рентабельность и привлекательность его для инвестиций. К проекту проявили заинтересованность ряд крупных компаний из стран Персидского залива, Германии, Японии.

Трансконтинентальный железнодорожно-автомобильный коридор станет одной из важнейших транспортных артерий XXI века.









E-mail Карта сайта Назад Вверх Начало Вперед